(Посвящение художникам, которых люблю)

Винсент
_______________

На ложе из весенних трав и белых облаков.
Вдали от нищих деревень и шумных городов.
Художник грезил наяву и, кистью на холсте,
Вплетал в тугую синеву нить солнечных дождей.

Но своенравные мазки свивались в ураган,
В клубки неистовой тоски, в пылающий пропан.
И за пределами миров, где ангелы молчат,
В тройные стёкла тишины стучался сильный град.

Винсент, Винсент –
Вино за цент.
Задаром целый мир.
Винсент, Винсент,
Ты пьёшь абсент,
А мы хлебаем сидр.

Зелёной феей ты пленён, уже поёт мистраль,
Рассудок наш непрочный рвёт, но нам его не жаль.
На раны маков – жёлтый плед, на красный виноград.
Но даже самый тёплый цвет не вылечит распад.

Вихрятся атомы, летят в усталые глаза.
Мир ускользает в пустоту и не вернуть назад.
Смеётся солнце нам в лицо и в золоте жнивьё,
Но ветер северный вспугнул и кружит вороньё.

Винсент, Винсент –
Душа за цент.
Задаром целый мир.
Винсент, Винсент,
Ты пьёшь абсент,
А мы хлебаем сидр.

Подсолнух шляпы золотой, печали жёлтый дом.
Ночное жаркое кафе и ни души кругом.
Внезапно просыпаюсь я и в тишине глухой –
Его зелёные глаза и бритва за спиной.

На ложе из весенних трав и белых облаков.
Вдали от нищих деревень и шумных городов.
Художник грезил наяву и, кистью на холсте,
Вплетал в тугую синеву нить солнечных дождей.

6. 09. 2019
_______________


Тихура*
 (Удивительному художнику Полю Гогену и его таитянской возлюбленной)
_______________

Ты болтала ногами в воде,
Таял берег с портовыми шлюxaми.
Уплывал я навстречу судьбе,
Так привыкший питаться разлуками.

Мелким бисером острова,
В синей чаше, наполненной звуками,
В гулкой раковине Таароа*,
Заблудившись, друг другу аукали.

Столько ласк на вечернем песке,
Но измена всегда неожиданна.
Ты запрятала тайну в зрачке,
Но огромною рыбою выдана.

Мир сиял нам до самых глубин,
Удивляясь своей необъятности.
Был тобою я нежно любим,
Остальное – ненужные частности.

Старый лист еле слышно упал.
Вздрогнул лес, растревоженный птицами.
Раскололся непрочный опал.
Духи в чаще сверкнули глазницами.

Спал с богинями Таароа*.
И родил ту, что призвана нравиться.
Как увижу нагую тебя,
Сам не свой, мне с собою не справиться.

Но с другим ты делила постель,
Потаскушка, дикарка. Красавица!
Пусть я сам, как безродный кабель,
Уплыву, чтоб в закате расплавиться.

Я, когда-то и сам переспал
С недотрогой по имени Живопись.
С ней блаженную негу познал,
Непонятную людям, как клинопись.

Мне она родила нищету,
Зов иного, мечты, неприкаянность.
Вместе с ней перешёл за черту,
Благодарю за отчаянность!

За отчаянность дерзкую – быть!
Плыть по воле порыва сердечного.
От восторга над безднами стыть –
На щеке поцелуй Бесконечного.

И опять, и опять потерять –
Всё, что днём мне сознанье туманило.
В ночь из глотки мышьяк извергать, 
Извиваясь муреною раненой.

Дочь свободы, Тихура, пора!
Вот к отплытию склянка прозвякала.
И теперь будут только ветра,
Мне шептать, как же горько ты плакала.

11. 09. 2019
*Таитянка Техура - юная невенчанная жена Поля Гогена.
*Таароа (Таити.) Созидательная сила и главный бог таитян
_______________
 

Матиссовая сутра
(Анри Матиссу и его марокканскому триптиху)
_______________

На плечи снов батистовое утро,
Набросил апельсиновый рассвет.
Разъяла тьму Матиссовая сутра,
Мир потянулся, солнышком согрет.

Прозрачна мысль, лениво занавески
Играют бликами разбуженных небес.
А белого холста уже коснулись всплески –
Нездешней бирюзы, потусторонних месс.

Гудит Атлантика в голубоватой дымке,
В её глубинах затаилась смерть.
Уже торгуют на крикливом рынке,
Но мир под кистью не сгустился в твердь.

Подвижно всё, в чарующей истоме –
Изгибы линий, нега и мечта.
И город детских грёз в проёме,
Вдруг возникает с чистого листа.

В волшебной лампе трепетные рыбки.
Потрёшь слегка и в вечность уплывёшь.
Наивная пленительность улыбки,
Пусть ты её за деньги продаёшь.
 
И тапочки за Гибралтар уплыли,
За «Nec plus ultra»* в солнечную взвесь.
Кем были здесь, там навсегда забыли,
Своей полезности утратив спесь.

А на холстах навеки слишком рано.
Всё сбудется, исполнится, вот-вот.
Вдруг рассветёт, негаданно нежданно,
И нас с тобой сиянием зальёт.

17. 09. 2019

«Nec plus ultra»* (с лат. — «Дальше некуда») — латинское изречение, ставшее устойчивым, по легенде написанное на Геркулесовых столбах как предостережение мореплавателям, знак достижения ими границы мира.
_______________


Марк Ротко* в цветовых полях
_______________

Томился цвет в плену у формы,
В запрудах и в загонах цвёл.
Вибрировал в пределах нормы,
Терпел телесный произвол.

Но вышел Марк, как Марко Поло
В свои абстрактные поля
И хлынул цвет – живое соло,
Победной песней короля.

Распахнуты тугие окна
Напором властной тишины.
Вбирают нервные волокна 
Цвета манящей целины.

Плотнее дни, надрывней опыт,
Уже из вены брызжет цвет.
Мир сдался, перешёл на шёпот.
Из слов одно осталось – «нет».

Цвет – плотной шторой у порога,
Отдернешь, и увидишь Бога.

18. 04. 2019

*Марк Ротко - американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.
_______________


Яёи Кусама* в сетях бесконечности
_______________

Горошины глаз пузырьками по тельцу
Снуют, как термиты. Несут совладельцу
Фрагменты огромного, странного мира.
Но пустошь таится под слоем гарнира.

Ладошки зеркал все смахнули границы,
Размыто сознание у кружевницы.
Пучина клокочет и ломится в дыры,
Без визы въезжают её пассажиры.

На холст наползают неясные тени.
Непрочны мостки, ненадёжны ступени.
Вибрирует пульс неземной частоты
И страшно, как в детстве, до тошноты.

Откуда взять праздность, откуда беспечность,
Когда сквозь тебя в мир скользит бесконечность.
С настырством ребёнка, с наитием психа.
Бескрайние сети плетёт паучиха.

Спешит бренный мир в никуда, гоу-гоу.
Канючит себе непрерывное шоу.
И отъезжает в гробу бизнес-класс,
Чтобы не встретить растерянных глаз.

19. 02. 1219
*Яёи Кусама - японская художница. Является также писательницей и поэтессой, создала заметные работы в кино и дизайне одежды. Страдает психическими заболеваниями.
_______________


Момент взрыва
По мотивам картин Роберто Антонио Себастьяна Матта*
_______________

  Беспокойное сознание блуждает в стеклянных лабиринтах.
- Что-то пишет на обрывках тревожных снов.
- Приближается земля.
- Поля памяти заросли колючками криков.

  Электронные идолы совещаются в залах ожидания.
- Немыслимое поднимает свои невидимые стяги.
- Парад вулканов погряз в непроходимой слизи.
- Все шире диапазон прерывания.

  Мы начинаем мерцать.
- Где закончится путешествие?
- Ангелы бездны затаились в электронных схемах.
- Концентрация не дается нам.

  Мы вязнем в тягостной любви.
- Катятся бесстрастные яйца эроса.
- Нас вбирает пламенеющая лавина эластичного смеха.
- Безумие где-то рядом.

Ссора влюбленных затянулась.

Мы пропустили момент взрыва.

16. 04. 2019

*Роберто Себастьян Матта - выдающийся чилийский художник-сюрреалист, скульптор, архитектор и график, друг и единомышленник Сальвадора Дали, лидер латиноамериканского арт-авангарда.
_______________


Чёрный квадрат Малевича
_______________

Ни света, ни цвета, ни звука.
Квадратная тень на стене.
Как будто ворвался без стука,
Непрошеный кто-то ко мне.

Как будто глядел очень долго
На солнце, и вот чернота.
Мой мир, что разложен по полкам,
Вобрала в себя пустота.

Скольжу в безвоздушном пространстве.
Ни выси, ни дали, ни дна.
Итог человеческих странствий,
Мелькнувшего века цена.

Исчезла опора, зависла,
Над пропастью жалкая мысль.
Закисшей уловкой софиста,
Как вещь, потерявшая смысл. 

За пышным сверканием мира
Сознанью открылась дыра,
Зияющей ямой сортира,
Последним приютом добра.

С изнанки саднящая рана.
Предел. Неизбежный конец.
Потухший экран. Амальгама,
Где плещется мир, как слепец.

Заветная чёрная дверца – 
Никто не вернулся назад.
Неведомый край для туземца – 
Бесчувственный чёрный квадрат.

Чем ночи темней, тем абстрактней
Искусство, абсурднее дни.
Пустые посулы невнятней,
Всё вкрадчивей зов западни.

Зеркальную кожицу мира
Безжалостной кистью рассечь,
Решился Малевич, задира,
Чтоб болью наш нерв пережечь*.

18. 10. 2019

*«Пережечь нерв» – один из способов отключить сознание, уйти в медитацию. Мысленно усилить боль настолько, что нервная сеть не выдерживает напряжения и «перегорает», отключается.
_______________


Внутреннее созерцание. Чёрный квадрат
_______________

Тень небесного града на белых снегах.
Смертью и вечностью воздух пропах.
Всё не важно, не нужно, бесплотно, как сон.
Облачается разум в тончайший виссон.

Шаг на волю, в реальность. Окончен сеанс.
Гаснет старый проектор, развеялся транс.
Крах иллюзий, разрушен привычный вольер.
Смерть сжигает последние перья химер.

Мы выходим наружу, взметается прах.
Пеплом ветхих одежд разлетается страх.
Но в свободе, такой интенсивности свет,
Что потуги ума сразу сводит на нет.

Нам реальность доступна в своей наготе,
Лишь проекцией, тенью на белом холсте.
Снова нищим застыл я у царственных врат.
Тишина, изумление, чёрный квадрат.

 23. 10. 2019
_______________

 
Мелодия утрат
_______________

Утрачен хрупкий мир, все детские секреты.
Ни на один вопрос не найдены ответы.
В плену шальных стрекоз я заплутал невольно.
В калейдоскопе грёз, но, видимо, довольно.

Сквозь пальцы, как труха, всё, что казалось ценным,
Куда-то утекло – мир оказался бренным.
Мелодией утрат мне не насытить душу.
Всё глуше тишина, и я, признаться, трушу.

Летит моя душа – нага и невесома,
Растерянно кружа, оставшись вдруг без дома.
Фасеточный закат, последняя истома,
Знакомый с детства сад и отголоски грома.

Весь этот зыбкий мир, грачи над колокольней,
Вечнозелёный мирт, чем дальше, тем привольней.
Соборов поплавки над заводью свекольной,
Где плавает желток, а мне уже не больно.

Лети, моя душа, за ветки не цепляйся,
В тот незнакомый край, напрасно здесь не майся.
Лети, моя душа, там зацвели ирисы,
Рай написал Гоген, а Бёклин кипарисы.

Там новый мир плетут аэды и рапсоды,
Оставь земную хмарь, печали и невзгоды.
Где хочет дышит Дух, законам не в угоду.
Быть может в том краю, ты обретёшь свободу.

22. 08. 2019



© Copyright: Виктор Море, 2019
Свидетельство о публикации №119102905891